Готовим умников и умниц
- Подробности
-
10 Январь 2013
-
2861
В нашем современном мире родители все больше отдают предпочтение раннему развитию ребенка. При этом, отводя свое чадо в различные образовательные центры, мамочки чаще всего преследуют одну цель: обучение чтению и письму раньше сверстников. Как призналась мне одна мама годовалого малыша: «Мы с ним английский язык учим. Не знаю зачем, но учим».
В погоне за желанием похвастаться «своим неповторимым и талантливым» родители забывают, что в первую очередь при подготовке к школе нужно обратить внимание на психологическую и физическую готовность ребенка.
Особенно внимательно необходимо готовится к школе, если:
- беременность и роды протекали с осложнениями;
- ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным;
- ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудам, есть нарушение сна;
- ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив;
- вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность.
Регулярные физические нагрузки - это лучшее "дисциплинирующие", и укрепляющие организм вещество. Причём лучше всего, если это будут такие виды спорта, которые требуют терпения и множественных упражнений - бег, гребля, плавание, гимнастика, прыжки в воду. Научившись справляться со спортивными нагрузками, ребёнку легче будет привыкнуть к учёбе.
Старайтесь чаще гулять с ребёнком на свежем воздухе.
Займитесь с ребёнком закаливанием и ежедневной гимнастикой.
Постарайтесь походить вместе в спортклуб, бассейн
Общение с взрослыми, в том числе и совместные занятия должны доставлять ребенку удовольствие и радость. Поэтому родители должны помнить, что в формировании готовности к школьному обучению важно создание тех предпосылок, которые, прежде всего, обеспечат правильное отношение ребенка к учебе, трудностям и успешное их преодоление.
Дошкольник должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. У ребенка есть потребность в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать. Выразительное чтение взрослых или прослушивание теле-, радиопередач дает детям гораздо больше, чем чтение по слогам.
Дети, которые уже самостоятельно читают, должны упражняться только в чтении коротких стихов.
Книгу для чтения ребенку нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие.
После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а, кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова.
Чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. Расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов. Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающим.
Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.
Выбирая школу, стоит ориентироваться не на престиж и советы подруг, а на физическое здоровье и умственное развитие своего ребенка. Начиная «тянуть» школьника в престижной гимназии или «выколачивать» из него хорошие оценки, нанимая репетиторов, родители отбивают желание учиться или подрывают здоровье непосильными нагрузками.
Поэтому при подготовке к школе воспользуйтесь простыми советами:
- Ребенка нужно учить всем навыкам и умениям, которые необходимы в быту, правильно пользоваться предметами, окружающими его, именно действию, а незнаниям о предметах быта.
- Нужно учить играть. В игре формируются, осмысливаются сами действия с предметами, потом — отношения между людьми, окружающими ребенка, их взаимосвязь, собственное место ребенка в этих взаимоотношениях. Затем нравственные нормы, этическая сторона взаимоотношений, нормы и способы общения, эмоциональный отклик на плохое и хорошее.
- От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребенок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребенок, играя, учится планировать свои действия, и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.
- Нужно учить рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Все это помогает ребенку видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение.
- При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Собирая конструкторы, разрисовывая карандашами книжки-раскраски, вырезая с родителями снежинки, ребёнок тренирует руку для письма.
- Научите ребёнка подробно отвечать на вопросы, рассказывать о своих впечатлениях, сравнивать предметы и явления и делать самостоятельные выводы.
- Учить ребенка выходить из проблемных ситуаций.
Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас.