Бишкек, Ак-Орго, ул. Кырк-Кыз, 111  icotel-green  +996 555 24-34-30

В семье родился ребенок. Родители, бабушки, дедушки радуются первой улыбке малыша, его лепету.

Новорожденный не умеет говорить, он криком выражает все свои ощущения: холода, голода, боли или просто усталости. И от родителей, а в первую очередь от мамы, зависит напрямую как будет происходит становление и развитие речи ребенка. Ведь речь – это кладовая, копилка, накопление в которой происходит постепенно.

Непременным условием ее развития является  постоянное общение с малышом. Важно комментировать все свои действия, например: «Я Мишеньку укрою», «Мой малыш хочет кушать?», «Хороший мой маленький зайчик устал?». Ведь мамин ласковый, протяжный тон речи не только привлекает малыша, успокаивает, а служит фундаментом для его собственной речи. Необходимо без устали разговаривать с ребенком, петь ему песенки, потешки, читать книги, ни капельки не смущаясь, что не получаете ответа на свое обращение. Ведь уже  в скором будущем будете  вознаграждены сначала лепетом, а потом и первыми словами, и чем больше вложите в речевую копилку своего ребенка, тем богаче, насыщеннее, ярче будет его речь.

Существует мнение, что современные дети начинают говорить позже, чем их сверстники конца 19-начала 20 века. Ученые объясняют это явление повышенным «зашумлением» среды обитания младенца (радио, телевидение, телефонные разговоры, шумы на улице, в транспорте), которое мешает вычленять ребенку из общего шума звуки речи и слова. К тому же современные дети часто испытывают дефицит общения с матерью и членами своей семьи. Ведь современные родители поглощены жизненной суетой, часто забывая главные истинные ценности. Постоянно куда-то спешат, торопятся, некоторые мамочки стремятся выйти поскорее на работу, кто-то постоянно занят вопросами быта или проводит лишнюю минуту у телевизора или за компьютером, забывая, что маленький человечек ждет не дождется внимания и общения. Поэтому, родители, помните: речь ребенка – отражение речевого общения в семье: эмоциональная и богатая или скудная и невыразительная.

Развитие речи малыша идет в двух направлениях:  пассивное (понимание) и активное (произнесение). В своем развитии пассивная речь опережает активную, и до определенного возраста число понимаемых слов значительно превосходит число активно произносимых. У некоторых детей этот период сильно затягивается: иногда до 2-х лет малыш, понимая, все, что ему говорят и даже выполняя простые просьбы, может изъясняться только с помощью лепетной речи или совсем молчать. Обычно у этих детишек переход к активной речи происходит внезапно. Не стоит слишком сильно переживать, если малыш к 2-м годам произносит всего 2-3 слова.

Если ребенок понимает обращенную к нему речь, узнает по названиям предметы, - его речевое развитие идет нормально и рано или поздно он заговорит. Когда это произойдет – зависит от условий жизни малыша, то есть от эмоционально-теплого общения со взрослыми. Довольно часто задержка развития активной речи бывает связана с тем, что родители удовлетворяют абсолютно все потребности ребенка, угадывая их по первому взгляду и жесту. И у него не возникает потребности в общении со взрослыми, так как все его нужды мгоновенно выполняются и нет необходимости озвучивать свои желания.

Родители должны создавать такие ситуации, чтобы драгоценное чадо вынуждено было сказать: «Дай!», «Достань!», «Хочу!», «Пить!». Ведь первые слова ребенка неотделимы от обстоятельств, предметов и действий. Ну и , конечно, главное условие для развития речи это тесное общение со взрослыми.

Будем надеяться, что мы вас убедили о важности и необходимости общения с собственными детьми, ведь это фундамент красивой, насыщенной, развитой  речи вашего ребенка в будущем.

Учитель-логопед НОУ РОСТ Гоголева И.М.